Интерфейс CAN (Controller
Area Network – сеть контроллеров) – стандарт промышленной сети,
ориентированный на объединение в единую сеть различных исполнительных
устройств и датчиков, был разработан компанией Robert Bosch GmbH
для автомобильной автоматики в середине 1980-х. В настоящее время этот
стандарт широко применяется в промышленной автоматизации, технологиях
«умного дома», автомобильной промышленности, в корабельных бортовых
сетях, управлении системами кондиционирования воздуха, лифтами,
медицинскими и промышленными установками. В мире уже установлено более
100 млн. узлов сетей CAN, ежегодный прирост составляет более 50%.
Непосредственно стандарт CAN от Bosch
определяет передачу без привязки к физическому способу передачи данных,
т.е. он может быть каким угодно, например, радиоканалом или
оптоволокном. Но на практике под CAN-сетью (рис. 1) обычно
подразумевается сеть с физическим уровнем в виде общей и единой
дифференциальной пары (ISO 11898). При максимальной
скорости передачи, оговоренной стандартом, (1 Мбит/с) длина шины может
достигать 30 м. При меньших скоростях ее можно увеличить до нескольких
километров (на скорости 10 кБит/с – длина шины до 5 км). Если требуется
большая длина, то ставятся мосты или повторители. Теоретически число
подсоединяемых к шине устройств не ограничено ничем, а практически не
превышает 64. В большинстве применений этой цифры вполне достаточно.
Смотри так же:
перечень Интефейсов
CAN на складе
Рис. 1. Физическая топология шины CAN |
Шина CAN является мультимастерной, т. е.
сразу несколько устройств могут управлять ею. Передача ведется кадрами,
которые принимаются абсолютно всеми узлами сети.
Шина CAN является
синхронной шиной, которая в отличие от сетей типа Ethernet и им подобных
(точка-точка) обеспечивает доступ на передачу сообщения детерминировано
(т.е. приоритетно), что особо ценно для промышленных сетей управления (fieldbus).
Коллизии и ошибки, возникающие на шине CAN, однозначно детектируются
всеми узлами сети: узлы с зафиксированной ошибкой попросту отключаются
от сети.
Описание стандартов и большой объем документации по шине CAN
бесплатно доступен на сайте организации CAN in Automation
www.can-cia.de.
|
Каждый узел сети CAN состоит как минимум из
трех основных частей: приемопередатчик физического уровня сети (в
дальнейшем трансивер), контроллер пакетов сети, процессор или
микроконтроллер, определяющий функциональное назначение самого узла.
Зачастую сам контроллер CAN входит в состав процессора/микроконтроллера.
Однако трансивер в виде отдельной микросхемы является необходимостью.
Объясняется это, прежде всего, высокими требованиями к его надежности и
рабочим характеристикам, поскольку работает он с цепями, физически
выходящими за пределы устройства (в данном случае это сама шина CAN). А
условия, в которых находятся эти цепи, зачастую не определены: например,
сильные магнитные поля или пролегающие рядом силовые высоковольтные
цепи. Более того, при необходимости гальванической развязки ее удобнее
всего осуществлять именно между трансивером и контроллером CAN-сети.
Максимальное число узлов, подключенных к
шине, фактически определяется нагрузочной способностью примененных
трансиверов. Например, при использовании PCA82C250 от
компании NXP (данная микросхема была разработана еще Philips
Semiconductors) она равна 110.
Значительно возросшие требования к
современным микросхемам по надежности, температуре, экономичности и
другим параметрам касаются также и трансиверов сетей CAN. Ниже приведен
обзор трансиверов трех производителей: NXP, Texas Instruments и Maxim.
CAN-трансиверы NXP
Высокоскоростные CAN-трансиверы компании NXP TJA1040,
TJA1041, TJA1050 (табл. 1) основаны на продвинутой
технологии SOI – кремний на изоляторе (Silicon-on-Insulator).
Благодаря этой технологии новые трансиверы в сравнении с
трансиверами предыдущего поколения PCA82C250 и PCA82C251
имеют уменьшенный уровень собственного электромагнитного
излучения (20 дБ) и высокую устойчивость к электромагнитному
излучению. |
|
Таблица 1. Краткие
параметры и характеристики микросхем CAN-трансиверов NXP
Наименование
|
|
Диапазон напряжения питания, В
|
Максимально допустимое
напряжение на шине CAN, В |
Максимальная скорость
передачи, кбит/с |
Ток потребления в экономичном
режиме, мкА |
Диапазон рабочей температуры,
°С |
Корпус |
PCA82C250T/N4
|
|
4,50...5,50 |
-36...+36 |
1000 |
250 |
-40...125 |
SOIC-8 |
PCA82C251/N3
|
4,50...5,50 |
-36...+36 |
1000 |
250 |
SOT97-1 |
PCA82C251T/N3
|
4,50...5,50 |
-36...+36 |
1000 |
250 |
SOIC-8 |
TJA1040T/N1
|
|
4,75...5,25 |
-27...+40 |
1000 |
15 |
SOIC-8 |
TJA1040T/V
|
4,75...5,25 |
-27...+40 |
1000 |
15 |
SOIC-8 |
TJA1041AT
|
4,75...5,25 |
-27...+40 |
1000 |
10 |
SOIC-14 |
TJA1041T/N1
|
4,75...5,25 |
-27...+40 |
1000 |
10 |
SOIC-14 |
TJA1050T/N1
|
4,75...5,25 |
-27...+40 |
1000 |
– |
SOIC-8 |
TJA1050U/N1
|
4,75...5,25 |
-27...+40 |
1000 |
– |
SOIC-8 |
TJA1054T/N3
|
4,75...5,25 |
-40...+40 |
125 |
10 |
SOIC-14 |
TJA1054AT/N4
|
4,75...5,25 |
27...+40 |
125 |
10 |
SOIC-14 |
TJA1055T/N3
|
4,75...5,25 |
-58...+58 |
125 |
5 |
SOIC-14 |
Трансивер TJA1040 имеет режим Standby с
удаленным запуском по шине и потреблением тока менее 15 мкА. Трансивер
рекомендован для работы в составе устройств, постоянно подключенных к
питанию. Кроме того, TJA1040 при отключении питания становится невидим
для шины, что делает его пригодным также для применений в узлах
автоэлектроники типа clamp-15, когда при выключенном зажигании другие
узлы общаются по CAN-шине.
TJA1041 имеет несколько особенностей в
сравнении с TJA1040: спящий режим с потреблением тока узла не более 20
мкА; удаленный запуск по шине и локальный запуск через специальный
вывод, что позволяет определить источник запуска; уникальные возможности
диагностики и информирования об отказах шины: информирование о коротких
замыканиях, включая «скрытые»; информирование о локальных сбоях.
Благодаря этим свойствам TJA1041 имеет очень гибкую систему управления
собственным потребляемым током.
TJA1050 имеет схожие с TJA1040
характеристики, но при отключенном питании во время общения других
устройств отдает в шину обратный ток (TJA1040 имеет нулевой обратный
ток). Обратный ток немного увеличивает электромагнитное излучение шины.
Поэтому если требования к электромагнитной совместимости не очень
жесткие, но необходима минимизация цены устройства, рекомендуется
применять TJA1050 (TJA1050 на 20-30% дешевле, чем TJA1040).
Помимо высокоскоростных трансиверов,
компания NXP выпускает приемопередатчики TJA1054 и
TJA1054A стандарта FT-CAN (FT –
Fault-tolerant, т.е. помехозащищенный). Они идентичны высокоскоростным
трансиверам TJA1040/41/50, но обладают повышенной помехозащищенностью.
TJA1054 является, можно сказать,
«образцовым» устройством: по нему фактически писался стандарт ISO11898-3
(FT-CAN). Особенности: спящий режим, потребление всего узла 30 мкА;
великолепные параметры ЭМС благодаря технологии SOI; уникальные
дополнительные функции отказоустойчивости (аналогичные TJA1041); нулевой
обратный ток;
TJA1054A – версия TJA1054 с улучшенной защитой от электростатического
разряда. Другие ососбенности: защита до 4 кВ в модели человеческого тела
по выводам CANH, CANL, RTH, RTL (по сравнению с 2 кВ в TJA1054).
Остальные технические параметры идентичны TJA1054, устройство полностью
соответствует ISO11898-3 и рекомендуется как FT-CAN-трансивер в новых
разработках.
TJA1055 - усовершенствованная версия трансиверов
TJA1054 и TJA1054A со следующими основными отличиями: улучшенная защита
от электростатических разрядов, уменьшенный ток потребления в спящем
режиме, совместимость с 3 В логикой.
Компания NXP также выпускает специальный
трансивер AU5790, работающий с однопроводной шиной CAN.
Этот 1W-CAN-приемопередатчик (1W – однопроводной) был специально
разработан для узкого сегмента рынка с требованиями минимальной
стоимости реализации шины,. Основные параметры AU5790: скорость передачи
данных до 40 кбит/с; скорость приема данных до 100 кбит/с; инновационные
функции экономии энергии; уникальные функции запуска, позволяющие
осуществлять коммуникацию двух устройств без запуска всех шины; спящий
режим с потреблением 70 мкА; функция защиты от потери земли; поддержка
до 32 узлов.
Будучи в свое время флагманом в области
CAN-трансиверов и CAN-контроллеров, предшественник NXP компания Philips
Semiconductors успела довольно прочно занять этот рынок. Другие компании
взяли за основу своих разработок изделия Philips и занялись их
усовершенствованием и улучшением характеристик и параметров, с
сохранением расположения выводов и корпусов микросхем. Этим путем пошли,
например, компании Texas Instruments и Maxim.
CAN-трансиверы Texas Instruments
Как было
сказано выше, CAN-трансиверы Texas Instruments (табл. 2) являются
улучшенными образцами распространенных трансиверов серий PCA82C25x,
TJA10xx от PHILIPS. |
|
Таблица 2. Краткие параметры и характеристики
микросхем CAN-трансиверов Texas Instruments
Наименование
|
|
Диапазон напряжения питания, В
|
Максимально допустимое
напряжение на шине CAN, В |
Максимальная скорость
передачи, кбит/с |
Ток потребления в экономичном
режиме, мкА |
Диапазон рабочей температуры,
°С |
Корпус |
SN65HVD230
|
|
3,0...3,6 |
-4...+16 |
1000 |
370 |
-40...85 |
SOIC-8 |
SN65HVD231
|
100 |
SN65HVD232
|
– |
SN65HVD230M-EP
|
3,0...3,6 |
-4...+16 |
1000 |
370 |
-50...125 |
SOIC-8 |
SN65HVD230Q
|
3,0...3,6 |
-4...+16 |
1000 |
370 |
-40...125 |
SOIC-8 |
SN65HVD231Q
|
100 |
SN65HVD232Q
|
– |
SN65HVD1040
|
|
4,75...5,25 |
-27...+40 |
1000 |
5 |
-40...125 |
SOIC-8 |
SN65HVD1050
|
– |
-40...125 |
SN65HVD1050-EP
|
– |
-55...125 |
SN65LBC031
|
|
4,50...5,50 |
-5...+20 |
500 |
– |
-40...85 |
SOIC-8 DIP-8 |
SN65LBC031Q
|
-40...125 |
SN75LBC031
|
Серия трансиверов SN65HD23x/SN65HD23xQ является
полностью совместимой по выводам/корпусу и улучшенной копией популярного
трансивера NXP – PCA82C250: повышенная экономичность, напряжение питания
3,3 В, расширенный диапазон рабочей температуры, спящий режим со
сверхнизким током потребления 0,1 мкА (SN65HD231/SN65HD231Q).
SN65HVD1040/1050/1050-EP в свою очередь являются
аналогами соответствующих трансиверов NXP – TJA1040/1050, но с
улучшенными параметрами: защита до 12 кВ в модели человеческого тела по
выводам шины CAN относительно земли (по сравнению с 4 кВ в TJA1050);
уменьшенный с 30 мкА (TJA1050) до 5 мкА ток потребления в ждущем режиме;
автоматическое пробуждение из ждущего режима по факту приема данных по
шине; расширенный диапазон рабочей температуры в отрицательной области
(-55°С у SN65HVD1050-EP против -40°С у TJA1040/1050).
CAN-трансиверы Maxim
CAN-трансиверы Maxim (табл. 3) отличаются от соответствующих
микросхем других компаний прежде всего возможностью работы на более
высокой скорости – до 2 Мбит/с; повышенным максимально допустимым
напряжением на шине (до +/-80 В); повышенной экономичностью, т.е.
сверхнизким собственным током потребления (35 мкА при доминантном
уровне на выходе шины и 2 мкА при рецессивном); дополнительной
защитой по току выходных транзисторов. Разумеется, компания Maxim не
стала отходить от традиции – все микросхемы CAN-трансиверов
совместимы с изделиями конкурентов как по выводам, так и по
корпусам, в которых она размещены. Основная область их применения –
индустриальная. |
|
Таблица 3. Краткие параметры и характеристики
микросхем CAN-трансиверов MAXIM
Наименование
|
|
Диапазон напряжения питания, В
|
Максимально допустимое
напряжение на шине CAN, В |
Максимальная скорость
передачи, кбит/с |
Ток потребления в экономичном
режиме, мкА |
Диапазон рабочей температуры,
°С |
Корпус |
MAX3050 |
|
4,50...5,50 |
-80...+80 |
2000 |
15 |
-40...125 |
SOIC-8 |
MAX3057 |
MAX3051 |
3,10...3,45 |
-7,5...+12,5 |
1000 |
1 |
-40...85 |
SOIC-8 SOT23-8 |
MAX3053 |
4,50...5,50 |
-80...+80 |
2000 |
15 |
-40...85 (E)
-40...125 (A) |
SOIC-8 |
MAX3054 |
4,75...5,25 |
-80...+80 |
250 |
3 |
-40...125 |
SOIC-14 |
MAX3055 |
MAX3056 |
MAX3058 |
4,50...5,50 |
-7,5...+12,5 |
1000 |
15 |
-40...125 |
SOIC-8 |
MAX3059 |
10 |
MAX13050 |
|
4,75...5,25 |
-80...+80 |
1000 |
11 |
-40...85 (E)
-40...125 (A) |
SOIC-8 |
MAX13052 |
MAX13053 |
MAX13054 |
4,75...5,25 и 3,00...3,60 |
MAX13051 |
4,75...5,25 |
-80...+80 |
1000 |
15 |
-40...85 (E)
-40...125 (A) |
SOIC-8 |
MAX3054/55/56 –
это усовершенствованные трансиверы TJA1054 (NXP): увеличенная
надежность, благодаря высокому допустимому напряжению на шине CAN (до
+/-80 В); уменьшенный уровень ВЧ-помех (встроенные фильтры) и повышенная
устойчивость к внешним электромагнитным полям благодаря встроенному узлу
управления скоростью нарастания напряжения на шине CAN. Они идеальны для
работы на скоростях 40 кБит/с (MAX3056), 125 кБит/с (MAX3055) и 250 кБит/с
(MAX3054).
Заключение
Жесткая конкурентная борьба
применительно к трансиверам CAN-сетей выглядит так: каждая компания
старается сделать полностью совместимый с конкурентом/конкурентами
трансивер по выводам и по корпусу, но с улучшенными характеристиками:
ток потребления, скорость работы, уровень излучаемых помех и, наконец,
цена. На примере трех компаний – NXP, TI и MAXIM – это особенно заметно.